среда, 26 ноября 2014 г.

Первый принцип йоги - доброты, ненасилия, Ахимса

Йога призывает нас соблюдать «Первый принцип йоги». Он гласит: «Вы должны всеми силами стараться не причинять вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости. Если нет возможности не причинять вред, то вы должны поступать так, как велит ваш долг. (Первый принцип йоги - это суть принципа Ахимсы, это принцип применения сверхлогики в личной жизни). 
Человек, также как и все другие живые существа, и секунды не может прожить, чтобы из-за этого кто-либо не умер или не пострадал. Даже когда вы читаете эти строки, то ни в чем не повинные тысячи микроорганизмов при этом погибают. Чтобы вы ели свою вегетарианскую пищу, надо распахать гектары земли, при этом гибнут уже миллионы живых существ, надо вырубить леса, чтобы сделать бумагу, на которой напечатают книгу по йоге, которую вы будете читать, при этом погибнет множество неповинного зверья, которые жили в этих лесах. Даже если вы решите больше не читать книг, не есть еды, а тихо погибнуть от голода, то и это приведет к ужасной цепочке смертей и страданий, и когда вы согласно закону кармы родитесь вновь, вы попадете в еще более худшее положение, чем теперь. 
Не в наших силах не причинять вред и страдания вообще, но в наших силах предельно сократить их до минимума. Поэтому вы должны быть реалистами и не впадать в паранойю по поводу каждого убитого вами машинально комара или раздавленного случайно муравья, но везде где можно сократить страдания не превращая свою жизнь в кошмар, вы должны это делать. 



Кроме того, у вас есть ваша Карма, а соответственно и Дхарма, или другими словами у вас есть лично ваши условия жизни и лично ваш долг перед другими живыми существами, и вы должны выполнять свой долг. Поэтому если вы профессиональный военный, и ваш долг с автоматом Калашникова родину защищать, то вы должны выполнять свой долг, даже если это связано с причинением страданий всем врагам, но если есть хоть малейшая возможность не пускать автомат в ход и не причинять вреда даже врагам, вы должны не причинять, ну а если нет такой возможности , то вы должны применять его (автомат Калашникова) самым эффективным образом только так, как велит ваш долг, и не более. Профессиональный военный - это тот человек, который знает цену боли, смерти и страданию, и стремится всеми силами не допустить их, и, поступая так, он становится совершенным йогом. Та же идеология и во всех других случаях и профессиях. 
Крайне необходимо полностью устранить из себя малейшие следы немотивированной агрессии. Надо вычистить свое подсознание от целого зверинца, который мы носим там. Мы должны учиться властвовать над собой, а не быть легкой игрушкой инстинктов, заставляющих нас причинять вред другим. 
Человека, который стремится не причинять вред кому бы то либо, мы называем добрым. Доброта очень абстрактное понятие, мы не можем дать четкое и логичное определение, что такое доброта. Мы можем интуитивно почувствовать, что является добротой, а что нет, но с позиции логики нет никаких оснований быть добрым, скорее наоборот, наш разум, пользуясь своими логичными доводами, призывает нас быть злыми и безучастно относиться к страданиям других. Мы в принципе не можем дать определение доброты и логичных доказательств, что надо быть добрыми, потому что доброта сверхлогична, она выше логики, выше плоскости причины и следствия, выше Кармы. Доброта - это взгляд на нашу жизнь с высочайших духовных высот. Поэтому если человек от рождения добрый, хотя может быть не особо развит интеллектуально, это говорит о том, что в прошлых жизнях он уже хотя бы частично достигал этих высот и если пожелает, то может быстро развить и интеллект. Если человек в этой жизни стремится к доброте, то он уже интуитивно через сверхлогику чувствует путь йоги. Поэтому первый принцип йоги называется иногда применением сверхлогики в личной жизни.
Первый принцип йоги – не причинение вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости – это принцип доброты. 

Обычно все мы тянемся к людям добрым, а люди злые нас отпугивают. Очень удивительно, ведь формально, этот принцип не имеет отношения к йоге, йога – это вполне конкретная методика самопознания, с вполне конкретными описаниями, как человек сделан, как шла эволюция, с конкретными упражнения (хочешь получить это и это – делай то-то и то-то), т.е. это даже какая-то логика. А вот быть добрым, если поразмыслить хорошенько, вещь совершенно нелогичная. Собственно говоря, а почему я должен быть добрым, почему мне не быть самым злым на свете? Мне говорят, что хорошо быть добрым, потому что люди тебя полюбят. А я говорю: «Да плевать я хотел на людей». Они мне говорят: «Ну, вот Карма хорошая будет». А я им отвечаю: «Какая Карма? Не знаю никакой Кармы. Вот сосед воровал, убивал, счастливую жизнь прожил, а когда его болезнь настигла, то лучшие медицинские светилы со всего мира его реанимировали и поставили на ноги, потом он, правда, все равно умер, но по другой причине. Какая Карма, о какой Карме вы мне говорите?» И действительно, о какой Карме мы можем говорить? Карма может наблюдаться только, если мы рассмотрим период больше, чем одна жизнь, но мы все с вами с трудом помним, что было до нашего рождения, и я думаю, что вряд ли кто-то знает, что будет после нашей смерти, да и в течение этой жизни. С позиции логики нет никаких оснований быть добрым, наоборот, если подходить к этому вопросу с точки зрения логики, то есть все основания быть самым злым на свете, сегодня отрывайся, что называется, по полной программе, а завтра будь, что будет… Говорят

про какие-то кары небесные, про какой-то рай, про какой-то ад, а кто знает, кто видел, кто оттуда вернулся? Я таких не встречал, мои соседи тоже, мои коллеги по банде тоже, и может быть это такой черный пиар. И в какой-то степени это правильные размышления, потому что мы с вами живем в плоскости, в так называемой кармической плоскости. Красивое санскритское слово «Карма», но если более понятный перевод дать, то это закон причины и следствия: что посеешь, то и пожнешь. Т.е. сделал – получил результат. 
В плоскости Кармы нельзя обосновать доброту, потому что йога говорит, что доброта сверхлогична, она выше, чем Карма. Иногда говорят: «Человек от природы добрый». Человек от природы добрый – это человек от природы мудрый, это человек от природы искушенный, это человек от природы высоко поднявшийся в каком-то своем духовном развитии, потому что он прожил уже не первую жизнь. И как учит нас йога в момент смерти и следующего рождения мы не помним предыдущей жизни, стирается все, кроме некоего отношения к жизни. А что есть доброта, как не отношение к жизни, как не позитивное отношение к жизни? 
Конкретика… Вот вы в прошлой жизни учили санскрит, читали йоговские трактаты, знали наизусть миллион мантр, но вот вы умерли, в этой жизни родились и ничего не помните, ни одной мантры, ни одного трактата, вы не помните конкретики, но единственное, что вы вытащили из предыдущей жизни – это общее ощущение того, как надо жить. Т.е. если вы в течение одной жизни поняли хотя бы в первом приближении, как этот мир сделан, то в следующей жизни без конкретики это ощущение остается и вы не начинаете с голого листа.

 Добрые люди – мудрые люди.


Люди добрые от рождения, это с точки зрения йоги те люди, которые очень сильно духовно искушены. У такого человека совершенно может не быть никакого образования, он может не разбираться ни в философии, ни в высшей математике, вообще ни в чем, он может не преуспевать ни в бизнесе, ни в политике, т.е. в разных сферах деятельности, но может быть наделен от природы добротой. И йога по этому поводу говорит, что этот человек более высоко стоит по своему духовному уровню, чем самый распрекраснейший умник, который может и санскрит тебе по памяти цитировать, и тексты философские приводить в пример, и умничать на все моменты, но если его сердце холодное и твердое, как камень, и ничем его не пронять, если он эгоистичный, холодный и себялюбивый, то это всего лишь упаковка, и стоит немножко измениться условиям, как весь этот лоск мгновенно слетает. А человек добрый, пусть без развитого разума, без развитых чувств, без развитых способностей, но у него есть внутренний потенциал, внутренняя энергия и если он примет решение: «А вот бы сейчас не плохо бы своим интеллектом заняться», то такой человек очень быстро достигает каких-то высот, потому что у него есть более важный принцип – это внутреннее ядро, эта внутренняя доброта. 
И получается такой замкнутый круг – йога дает могущество, в йоге могущества можно достичь, только если ты ей занимаешься, и если, занимаясь ей придерживаешься первого и второго принципа йоги. А тот факт, что ты придерживаешься первого принципа йоги, говорит о том, что ты уже искушенная душа, что ты уже в прошлой жизни практиковал нечто подобное. Получается, что в йогу приходят и достигают успеха в ней только добрые люди. 

Доброта сверхлогична.
Понятие «добрый» какое-то размытое, его не ухватить, вот «умный» понятно, а вот «добрый», как медуза, что п од этим подразумевать? Но каждый из нас интуитивно чувствует, что это значит. Почему невозможно ухватить это понятие «добрый»? Мы все прекрасно понимаем, что это значит, но понятие это приходит из сверхлогики, из того мира, который выше нашего звериного мира плоскости кармы. Наш мир – это мир жесткого чистогана: «как потопаешь, так и полопаешь», «как поработаешь, столько и получишь» и это правильно, это определенный этап развития человечества. Но выше этого нашего мира есть другие законы, где мир чистогана или свободной конкуренции перестает работать, там другие правила, это более высокий мир, и понятие доброты приходит именно оттуда, оно выше, чем логика, поэтому в плоскости логики, в терминах логики вы никогда не объясните, что такое доброта, всегда будет ускользать от вас четкое определение, но в то же самое время вы всегда будете чувствовать, что есть доброта, а что есть отсутствие доброты.

Практическая сторона первого принципа йоги.
Любая система йоги начинается с первого и второго принципа в йоге. Самый первый принцип – это принцип доброты – это принцип не причинения вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости. Но йога не была бы столь знаменита и столь действенна, если бы она не обладала конкретными рекомендациями и конкретными указаниями. Иногда приходит человек и говорит: «А я не добрый, я злой. Вот злой я. Нет у меня оснований, чтобы быть добрым, кругом подвох, кругом враги, чего это я должен быть к ним добрым? Вот не вижу я возможности быть для себя добрым, наоборот мой разум и моя логика говорит, что в этом мире надо быть злым, циничным, надо добиваться своего, и как того бандита, похоронят тебя на самом главном кладбище и еще траур устроят в три дня». Т.е. где логика? На что йога говорит: «Ну, ладно, не понимаешь и не надо. Не добрый ты, ну, и ладно. Занимайся йогой, но придерживайся этого принципа чисто искусственно». Например, вот не добрый я, но помню первый принцип, и вот жизненная ситуация, передо мной выбор – либо поступить так, либо поступить эдак. А я не добрый, я злой и я не знаю, как поступить, но я вспоминаю первый принцип йоги: «Если я сделаю так, то вреда будет меньше всего, а если я сделаю эдак, то вреда будет больше всем, а результат в принципе один и тот же. И ладно, так уж и быть, сделаю так, как советует йога» - и человек так делает и порождает на уровне логики, на уровне причины и следствия определенный шаг, который приводит к следствию новые условия, когда у него раскрывается какая-то часть разума, потому что практика у него идет лучше, я не знаю, что там происходит, то ли кровоснабжение идет лучше, то ли еще что-то, но шаг за шагом, быть добрым, входит в привычку, а потом вдруг, в одно прекрасное утро учение из вне и ощущение изнутри сливаются и ты действительно понимаешь, что в этом суть. Это я на пальцах объясняю в жизни все сложнее и веселее. 

Итак, какое бы указание по йоге вы не получили бы, у вас есть пробный камень проверить - йога это или не йога, правильно ли понято это указание или не правильно – это первый принцип йоги. Если вы видите, что какой-то очередной Гуру к нам с Луны свалился и начинает свои абстрактные теории внедрять в наше сознание, то как вы помните «яблоню по яблокам определяют», посмотрите какие следствия. Если в результате всего этого всем хуже, то может быть он чего-то не понимает, если от этого страдают живые существа, то может быть что-то неправильно понято. Пример - вот молодой человек, у него юная красавица-жена, он жил-жил, йогой заинтересовался, полез в какую-то древнюю книгу, там ему сказали, что «сексом ни-ни...», он себя раз и подобрал, а молодая жена мучается, что ей на сторону ходить? А ведь в книжке написано, что не дай Бог… И в результате перекос, он назревает-назревает, а вроде все честно, на все увещевания жены молодой человек древним текстом помахивает и говорит, что это же мудрость вековая. И вроде не подкопаться, но только есть страдающая сторона и это сразу же вызывает подозрение. Как только от вашей деятельности есть страдающая сторона, это реальный способ призадуматься: «А то ли я делаю?» Конечно же жизнь гораздо сложнее, есть наш долг и там будет страдающая сторона, если мы исполняем свой долг, но если этого нет, то может быть здесь что-то неправильно переведено с санскрита или этот Гуру, который с Луны свалился, чего-то недопонял – нельзя однозначно сказать, везде надо разбираться. Но сухой остаток йоги – это ДОБРОТА, доброты должно быть больше и больше, если ее все меньше и меньше, то имеет смысл призадуматься: «А йога ли это?». Во всяком случае с точки зрения теоретической йоги, если есть нарушение первого принципа йоги, то это не йога.



Долг.
Возникает следующий вопрос: а если возможности не причинять вреда нет? Такие случаи часто случаются. Например, если человек родину защищает от врага или когда какая-то банда головорезов нападает, и он понимает, что если он ничего не будет делать, эта банда головорезов вырежет огромное количество совершенно неповинных людей и он должен им противостоять, а если он не будет противостоять, то он породит еще более страшные условия. Поэтому в первом принципе йоги всегда добавляется, что если нет возможности не причинять вреда, то мы должны действовать так, как велит нам наш ДОЛГ. Т.е. если ты родину защищаешь, то защищай родину и делай это честно, если ты на войне, то воюй со своим врагом, но не расстреливай пленных. Понимаете, тут две разницы - если ты врага убил во время войны, когда у вас равные шансы, или если ты начинаешь расстреливать пленного, который уже не представляет угрозы, в этом случае, ты начинаешь отходить от принципа минимума вреда. 
Но, к счастью, такие глобальные случаи не часто встречаются, обычно мы сталкиваемся с бытовыми мелочами, которые бывают даже более страшными, потому что они менее очевидны. Например, на работе начальник общается со своими подчиненными, и с одной стороны, он должен быть белым и пушистым и никому не причинять вреда, а с другой стороны, если он начал заниматься попустительством, то у него на фирме бардак и никто не работает, бизнес все хуже и хуже, и организация прогорела, и в
конечном итоге пострадали и подчиненные, которые вместо того, чтобы работать, по курилкам ходили и обсуждали, какая у них зарплата маленькая (это любимая тема). Вместо того, чтобы подзаработать побольше, они все смотрят, кто на сколько получает больше. А начальник занимается йогой и помнит, что должен не причинять вреда ни одному живому существу. Но с другой стороны, он понимает, что если он будет мямлей и размазней, то молодые и зубастые сотрудники камня на камне не оставят от его начинаний, что собственно говоря каждый раз и случается. Поэтому, он должен быть строгим. Он бьет кулаком по столу, более того, он кому-то зарплату срезал, кого-то оштрафовал, а кого-то уволил и на первый взгляд: «Ух, какая сволочь. Мы же просто в курилке сидели, как все нормальные люди, а вот ему не понравилось, вот он гад…» Т.е. понимаете, у любой ситуации есть две стороны.
Поэтому, выполнять свой долг, очень важно, потому что если ты начальник, ты должен держать дисциплину и если кто-то не понимает правил игры, то ты должен поступать так, как велит тебе твой долг, а долг начальника – это держать всех в подчинении. У начальника есть оговоренные, узаконенные методы устрашения и принуждения к порядку ,и он должен ими пользоваться, но, как только вышел за рамки, то всё, нарушил уже этот принцип, а если внутри этого долга, тогда да. Например, начальник уволил своего самого нерадивого сотрудника и начал всем своим конкурентам звонить: «Вы уж не берите к себе на работу этого Ляпкина-Тяпкина», т.е. он ему делает негативную рекомендацию, чтобы тот вообще не устроился на работу и это уже месть. Тут начальник переходит грань. Такие же самые вещи во взаимоотношениях между родными и близкими происходят.
Анна Молохова

Комментариев нет:

Отправить комментарий