воскресенье, 23 ноября 2014 г.

Что мешает йоге

Известно, что ум обладает способностью к концентрации (дхарана), к вступлению в непрерывные взаимоотношения с объектом, на который направляется внимание (дхьяна) и полному слиянию с этим объектом (самадхи). Все эти состояния естественны для ума и могли бы проявляться спонтанно, но существуют преграды, которые активно мешают разворачиванию этих процессов. Осознавание таких препятсвтий способствует подготовке ума к вхождению в состояние предельной ясности. Древний мудрец Патанждали сравнивает препятствия (антарайи) с камнями, возникающими на пути у странника, начавшего путешествие по дороге йоги. Практик постоянно цепляется за них, застревает между ними или обходит стороной.

Основных препятствий на пути йоги 9:
1. Болезнь (вьядхи). Она настолько сильно отвлекает ум, что прежде, чем продолжать заниматься йогой, человеку необходимо каким-то образом поправить свое здоровье.
Полезный совет: перейдите на здоровое питание, включите в свою жизнь практики очищения организма и элементарные физические процедуры.
2. Апатия. Она может вызываться неправильным питанием, перееданием, холодом или самой природой ума.        
Полезный совет: изучайте информацию о здоровом питании, поддерживайте оптимальные условия как внутри своего тела, так и снаружи, больше общайтесь с активными и энергичными людьми.
3. Сомнения. Здесь речь идет не об объективном самоанализе, который способствует нашему развитию, а о постоянных мыслях, которые рождают состояние неуверенности и саботируют практику, например: «Что мне делать дальше? Стоит ли мне вообще заниматься йогой? Не найти ли мне еще одного учителя?». Такие сомнения только мешают нашему продвижению в йоге.
Полезный совет: для того, чтобы справиться с их влиянием, в момент их возникновения представляйте себе идеально желаемый образ самого себя, те качества и способности, которыми вы желаете обладать и помните о том, что есть люди, которые уже прошли через это препятствие и добились поставленных целей. Также важно ощущать преданность и доверие к своему учителю.
4. Поспешность или нетерпение (прамада). Часто для того, чтобы быстрее достичь нужного результата мы действуем поспешно. На самом же деле, происходит обратный процесс отката в практике: не уделяя должного внимания анализу совершаемых действий, развитие заходит в тупик.
Полезный совет: практикуйте дыхательные техники и изучайте природу ума для получения полного контроля над своими состояниями.
5. Еще одним препятствием на пути йоги выступает вялость или утомление (аласья). Это состояние характеризуется отсутствием энтузиазма и недостатком энергии и усиливается мыслями следующего плана: «У меня это никогда не получится. Наверное, это мне совсем не по силам».
Полезный совет: чтобы преодолеть эту преграду – восстановите уровень своей энергии: качественно отдохните и воодушевитесь, например, просмотром материалов, где другие люди показывают вершины мастерства в своем деле.
6. Рассеянность (авирати). Такое состояние возникает в тот момент, когда наши чувства берут верх над умом и начинают ощущать себя хозяином, вместо того, чтобы эффективно прислуживать уму.
Полезный совет: здесь опять помогут практика асан и пранаям.
7. Невежество или гордыня (брантидаршана). Пожалуй, это одно из самых опасных препятствий, возникающих перед человеком, практикующим йогу. В тот момент, когда мы убеждены, что мы все знаем и все постигли – реальное развитие и эволюция прекращаются.
Полезный совет: для преодоления преграды необходимо постоянно поддерживать в себе состояние спонтанности, гибкости и открытости для новых знаний, постоянно обучаться чему-то новому.
8. Еще одной возможностью споткнуться на пути является состояние, когда нам кажется, что мы добились большого успеха, но вдруг обнаруживаем, как много еще нужно сделать для реального завершения начатого дела. В этот момент человек может полностью утратить интерес к продолжению практики, к нахождению новых подходов. Неспособность делать новые шаги называется «алабхабхумикатва».
9. Потеря уверенности. Бывает и так, что вы достигли точки, на которую раньше никогда не поднимались, но вам не хватает сил удержаться на ней, и вы скатываетесь обратно, утрачивая достигнутое. Это называется «анавастхитатвани».
Полезный совет: общайтесь на данную тему со своим учителем, читайте и изучайте материалы людей, которые уже смогли справиться с этим препятствием, перенимая их подходы.
Все данные препятствия не обязательно встречаются в указанном порядке, а некоторые практики могут и вовсе не столкнуться с некоторыми из них. Однако следует постоянно помнить, что на каком бы этапе собственной практики мы бы ни находились, мы никогда не можем допускать в свое сознание мыслей, что достигли совершенства.
Сергей Чернов

Комментариев нет:

Отправить комментарий