Известно, что ум обладает
способностью к концентрации (дхарана), к вступлению в непрерывные
взаимоотношения с объектом, на который направляется внимание (дхьяна) и полному
слиянию с этим объектом (самадхи). Все эти состояния естественны для ума и
могли бы проявляться
спонтанно, но существуют преграды, которые активно мешают разворачиванию этих
процессов. Осознавание таких препятсвтий способствует подготовке ума к
вхождению в состояние предельной ясности. Древний мудрец Патанждали сравнивает
препятствия (антарайи) с камнями, возникающими на пути у странника, начавшего
путешествие по дороге йоги. Практик постоянно цепляется за них, застревает
между ними или обходит стороной.
Основных препятствий на
пути йоги 9:
1. Болезнь (вьядхи). Она настолько сильно отвлекает ум, что
прежде, чем продолжать заниматься йогой, человеку необходимо каким-то образом
поправить свое здоровье.
Полезный совет: перейдите на здоровое
питание, включите в свою жизнь практики очищения организма и элементарные
физические процедуры.
2. Апатия. Она может вызываться неправильным питанием,
перееданием, холодом или самой природой ума.
Полезный совет: изучайте информацию о здоровом питании, поддерживайте оптимальные условия как внутри своего тела, так и снаружи, больше общайтесь с активными и энергичными людьми.
Полезный совет: изучайте информацию о здоровом питании, поддерживайте оптимальные условия как внутри своего тела, так и снаружи, больше общайтесь с активными и энергичными людьми.
3. Сомнения. Здесь речь идет не об объективном самоанализе,
который способствует нашему развитию, а о постоянных мыслях, которые рождают
состояние неуверенности и саботируют практику, например: «Что мне делать
дальше? Стоит ли мне вообще заниматься йогой? Не найти ли мне еще одного
учителя?». Такие сомнения только мешают нашему продвижению в йоге.
Полезный совет: для того, чтобы справиться с их
влиянием, в момент их возникновения представляйте себе идеально желаемый образ
самого себя, те качества и способности, которыми вы желаете обладать и помните
о том, что есть люди, которые уже прошли через это препятствие и добились
поставленных целей. Также важно ощущать преданность и доверие к своему учителю.
4. Поспешность или нетерпение (прамада). Часто для того,
чтобы быстрее достичь нужного результата мы действуем поспешно. На самом же
деле, происходит обратный процесс отката в практике: не уделяя должного
внимания анализу совершаемых действий, развитие заходит в тупик.
Полезный совет: практикуйте дыхательные техники и
изучайте природу ума для получения полного контроля над своими состояниями.
5. Еще одним препятствием на пути йоги выступает
вялость или утомление (аласья). Это состояние характеризуется отсутствием
энтузиазма и недостатком энергии и усиливается мыслями следующего плана: «У
меня это никогда не получится. Наверное, это мне совсем не по силам».
Полезный совет: чтобы преодолеть эту преграду –
восстановите уровень своей энергии: качественно отдохните и воодушевитесь,
например, просмотром материалов, где другие люди показывают вершины мастерства
в своем деле.
6. Рассеянность (авирати). Такое состояние возникает в
тот момент, когда наши чувства берут верх над умом и начинают ощущать себя
хозяином, вместо того, чтобы эффективно прислуживать уму.
Полезный совет: здесь опять помогут
практика асан и пранаям.
7. Невежество или гордыня (брантидаршана). Пожалуй, это
одно из самых опасных препятствий, возникающих перед человеком, практикующим
йогу. В тот момент, когда мы убеждены, что мы все знаем и все постигли –
реальное развитие и эволюция прекращаются.
Полезный совет: для преодоления преграды
необходимо постоянно поддерживать в себе состояние спонтанности, гибкости и
открытости для новых знаний, постоянно обучаться чему-то новому.
8. Еще одной возможностью споткнуться на пути является
состояние, когда нам кажется, что мы добились большого успеха, но вдруг
обнаруживаем, как много еще нужно сделать для реального завершения начатого
дела. В этот момент человек может полностью утратить интерес к продолжению
практики, к нахождению новых подходов. Неспособность делать новые шаги
называется «алабхабхумикатва».
9. Потеря уверенности. Бывает и так, что вы достигли
точки, на которую раньше никогда не поднимались, но вам не хватает сил
удержаться на ней, и вы скатываетесь обратно, утрачивая достигнутое. Это
называется «анавастхитатвани».
Полезный совет: общайтесь на данную тему со
своим учителем, читайте и изучайте материалы людей, которые уже смогли справиться
с этим препятствием, перенимая их подходы.
Все данные препятствия не
обязательно встречаются в указанном порядке, а некоторые практики могут и вовсе
не столкнуться с некоторыми из них. Однако следует постоянно помнить, что на
каком бы этапе собственной практики мы бы ни находились, мы никогда не можем
допускать в свое сознание мыслей, что достигли совершенства.
Сергей Чернов
Комментариев нет:
Отправить комментарий