понедельник, 23 февраля 2015 г.

Древние тексты по йоге

Веды

Впервые йога упоминается в древних Ведах.
Веды не имеют автора и относятся к категории «услышанного свыше» знания (шрути), передаваемого изустно со времен сотворения Вселенной. Современные ученые считают, что Ведам по крайней мере пять тысяч лет. На заре эпохи упадка - Кали-юги - мудрец Вьяса структурировал остававшиеся доступными в то время священные писания и записал их, разделив на четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа.
Существует также теория, что Веды были созданы ариями на их древней арктической родине Гиперборее, а затем уже принесены в Индию в результате миграции, вызванной резким изменением климата.
Мудрецы Вед ясно осознавали существование динамического жизненного начала, которое они называли вайю (прана). Они также отчётливо понимали, что эта прана тесно связана с дыханием. В Ведах также упоминается о существовании пранических центров (чакр), расположенных в теле, но не принадлежащих ему. Была развита наука звука, поскольку в Ведах говорится о различных мантрах (психических звуках), которые могут использоваться для достижения как материальных, или мирских, так и духовных целей.

Брахманы

С появлением Брахманов и Упанишад (которые некоторые исследователи относят к Ведам, а некоторые нет) йога постепенно оформляется и принимает свой сегодняшний вид. Брахманы — это тексты, касающиеся, в основном, жертвоприношений и ритуалов, а Упанишады больше носят философский характер.
В качестве двух важных аспектов йоги в Брахманах упоминаются джапа(медитативные техники, связанные с повторением мантр) и мауна (ещё один метод, способствующий медитации, который можно перевести как «внутреннее безмолвие»). Именно в этих текстах впервые письменно упоминается универсальная мантра АУМ, и объясняется её значение.
В Брахманах также говорилось и об использовании йоги для развития психических способностей, например, умения читать мысли других людей.

Упанишады

В Упанишадах йога приобретает уже более определённые очертания.
Слово «Упанишада» буквально означает «сидеть внизу около» гуру с целью получения наставлений. Однако существует много различных толкований этого термина. Согласно некоторым из них, «упанишад» означает «сидеть у стоп кого-то, внимая его словам и таким образом получая тайное знание». Согласно Шанкарачарье, слово «упанишад» означает: «то что разрушает невежество». Согласно традиционному толкованию «упанишад» означает «удаление невежества посредством знания о верховном духе». Другие значения: «эзотерическая доктрина» или «секретная доктрина».
Считается, что в Упанишадах выражена основная суть Вед и поэтому их также называют Ведантой (конец Вед, итоговое знание Вед).
Основная идея Упанишад состоит в том, что Я можно познать только посредством соединения (йоги), и никоим образом не с помощью рассуждений и обучения.
В Упанишадах нет подробного описания практик йоги, так как эти наставления давал Гуру. Это скорее вдохновляющие тексты.
Во многих Упанишадах авторы пытаются описывать высший духовный опыт и понимание или знание, которое они получали. Для этой цели они используют аналогии, притчи и прекрасную поэзию. Другие Упанишады имеют более практическую направленность и описывают психологические установки, которые необходимо вырабатывать и принимать, чтобы встать на путь йоги и успешно продвигаться по нему. Третьи содержат краткие высказывания о методах, которые можно использовать для достижения медитации.
Значительное место уделяется описанию праны и её значения. Авторы более ранних Упанишад — БрихадаранъякиЧхандогьиТайтирьи и т.п. вполне осознавали тот факт, что прана составляет основу всех форм жизни. Они описывают существующие в теле, но не принадлежащие ему психические проводящие пути, по которым протекает прана, включая все важные нади — ида, пингала и сушумна . В более поздних Упанишадах, таких как Прашна и Катха, эта тема получила дальнейшее развитие. В них различные формы праны в теле классифицируются в соответствии с их местоположением и функциями, и утверждается, что в теле человека существует семьдесят две тысячи нади, или пранических каналов. Кроме того, в них говорится о кундалини (психической и духовной силы), существующей в теле в форме змеи.
В ранних Упанишадах, например, Кене и Ише, впервые косвенно формулировались предписания карма-йоги, хотя полностью её сущность была изложена лишь позднее, в Бхагавад Гите. Именно в этих Упанишадах была впервые показана возможность движения по пути йоги и достижения её вершины без отказа от выполнения повседневных обязанностей. До этого времени было принято считать, что духовный путь и путь йоги совершенно несовместимы с мирскими делами, и требуют ухода от мира.
Различные Упанишады, например, Прашна и Катха, содержат чрезвычайно подробные обсуждения мантры АУММандукья упанишада полностью посвящена комментариям, относящимся к этой теме. В этих текстах снова и снова подчёркивается, что легче всего достичь состояния медитации, сосредоточиваясь на мантре АУМ. В Мундака Упанишаде АУМ сравнивается с луком, индивидуальное «я» со стрелой, а Брахман — с целью.
В Упанишадах также изложены некоторые положения раджа-йоги, которые позднее систематизировал Патанджали.
Большое собрание переводов ведических текстов на русский язык можно найти на сайте www.scriptures.ru.

Бхагавад-Гита

Бхагавад-Гита (санскр. «Песня Бога») является одним из самых почитаемых священных текстов и приравнивается к таким писаниям как Библия и Коран. Бхагавад-Гита представляет собой часть великого санскритского эпоса «Махабхарата», заключая в себе всю основную мудрость данного произведения. И хотя «Махабхарата» относится к категории смрити («запомненных» знаний), Бхагавад-Гиту часто приравнивают к шрути («услышанным свыше» ведическим писаниям).
Бхагавад-Гита повествует о диалоге между воплощение Бога Кришной и воином Арджуной перед началом грандиозном битвы на поле Курукшетра. Арджуна, пребывая в отчаянии и сомнении, просит Кришну стать его учителем и Кришна разъясняет Арджуне истинную природу вещей.
В восемнадцати главах Бхагавад Гиты сконцентрированы базовые положения всех основных направлений индийской философии, поэтому данный текст одинаково почитается в разливных традициях. В Бхагавад-Гите систематизируются основные пути йоги и кратко описываются их принципы: карма-йога(путь действия), джяна-йога(путь Знания), бхакти-йога (путь преданности). Гита считается лучшим трактатом по карма-йоге.
Ясно показано, что йога предназначена для всех и практика йоги должна быть неотъемлемой частью жизни человека.
Бхагавад Гита в переводе С.М. Неаполитанского скачать

Йога Сутры

Йога Сутры были написаны мудрецом Патанджали незадолго до рождения Христа (IV-II в. до н.э.) до сих пор считаются одним из самых авторитетных текстов по раджа-йоге.
Патанджали удалось собрать все существующие важные практики, которые использовались в течение многих столетий до него, и объединить их во всестороннюю и гармоничную систему. Всего в ста девяносто шести шлоках рассмотрены основы философии, предыстория, методы и достижения раджа йоги. Слово сутра означает «нить» - строфы текста подобно бусинкам нанизаны на единую нить повествования, каждая занимает строго свое место и преследует свою цель. Текст представляет собой шедевр краткости. Тем не менее понимание текста без комментариев крайне сложно.
Йогу, описанную Патанджали стали называть Йогой Патанджали или Аштанга йогой (т.е. йогой восьми ступеней). Эти восемь ступеней следующие:
  • Яма (правила социального поведения)
  • Нияма (личная самодисциплина)
  • Асана (позы)
  • Пранаяма (регулирование праны посредством управления дыханием)
  • Пратьяхара (отключение сознания от внешнего мира)
  • Дхарана (сосредоточение)
  • Дхьяна (медитация)
  • Самадхи (сверхсознание).
Йога-Сутры Патанджали с комментариями скачать

Тексты по хатха-йоге

Хатха-йога Прадипика

Хатха-йога Прадипика («Прояснение Хатха-йоги») является одним из самых авторитетных трактатов по хатха-йоге. Текст написан на санскрите Свами Сватмарамой, приблизительно в XV в. В тексте изложены такие техники как шаткарма, асаны, мудры и бандхи, а также пранаяма.
В первой же шлоке трактата подчеркивается, что хатха-йога предназначена для подготовки к раджа-йоге.

Гхеранда Самхита

Гхеранда Самхита («Собрание Гхеранды») является довольно поздним классическим текстом по хатха-йоге (датируется XVII в.).
Мудрец Гхеранда последовательно описывает семь ступеней для достижения самадхи, составляющие соответственно семь глав:
  • Шаткарма
  • Асана
  • Мудра
  • Пратьяхара
  • Пранаяма
  • Дхьяна
  • Самадхи

Шива Самхита

Шива Самхита является третьим важным текстом по хатха-йоге. Особую ценность представляет изложение философии и теории йоги в первых двух главах. Третья глава посвящена практике пранаямы, а четвертая – бандхам и мудрам для поднятия кундалини. В пятой главе обсуждаются препятствия на йогическом пути, а затем чакры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий