вторник, 20 сентября 2016 г.

Индра Дэви

Индра Дэви, «первая леди йоги», как называли ее в свое время, — уникальная, яркая личность, непохожая на всех остальных последователей индийской философии, вышедших из России. Предельная ясность изложения ее трудов, возможность их практического применения и абсолютная искренность преданного служения людям — вот портрет этой удивительной женщины, распахнувшей перед западными людьми двери в йогу.


За свой долгий век Евгения Петерсон несколько раз кардинально меняла свою жизнь — от светской дамы до матаджи, то есть «матушки», духовной наставницы. Она объездила полмира, и среди ее знакомых были и голливудские звезды, и индийские философы, и советские партийные деятели. Она знала 12 языков и считала своей родиной три страны — Россию, где родилась, Индию, где родилась заново и где раскрылась ее душа, и Аргентину — «полюбовную» страну матаджи Индра Деви.
Евгения Петерсон, известная всему миру как Индра Деви, стала «первой леди йоги», человеком, который открыл йогические практики не только Европе и Америке, но и СССР.
Евгения Петерсон родилась в Риге в 1899 году. Ее отец — директор рижского банка, швед по происхождению, а мать — актриса оперетты, любимица публики и звезда светских салонов. Хорошим другом Петерсонов был великий шансонье Александр Вертинский, который уже тогда заметил «особенность» Евгении, посвятив ей стихотворение «Девочка с капризами»:

«Девочка с привычками, девочка с капризами,
Девочка не «как-нибудь», а не так, как все…»
Во время Первой Мировой войны семья Евгении переезжает из Риги в Петербург, где девушка с отличием заканчивает гимназию и, лелея мечты о сцене, поступает в театральную студию Комиссаржевского, который быстро приметил талантливую ученицу.
Начало XX-го века было временем перемен не только на политической арене, но и периодом глобальных перемен в человеческом сознании. Появляются спиритические салоны, в моде литература по эзотерике, молодые люди зачитываются трудами Блаватской.
Юная Евгения Петерсон не стала исключением.Как-то в руки ей попалась книжка «Четырнадцать уроков по философии йоги и научному оккультизму», которую она прочла на одном дыхании. Решение, которое родилось в голове восторженной девушки, было четким и ясным — она должна ехать в Индию. Однако война, революция и эмиграция в Германию надолго отодвинули ее планы.
В Германии Евгения блистает в труппе театра Дягилева, и однажды на гастролях в Таллинне в 1926 году она во время прогулки по городу видит небольшую книжную лавочку «Теософская литература». Там она узнает, что скоро в Голландии состоится съезд теософского общества Анны Безант, и одним из гостей будет Джидду Кришнамурти — известный индийский оратор и философ.
На съезд в голландском местечке Оман собралось более 4000 человек. Условия были спартанские — палаточный лагерь, вегетарианская диета. По началу Евгения воспринимала все это как забавное приключение, но вечер, когда Кришнамурти пел на санскрите священные гимны, стал поворотным моментом в ее жизни.
После недельного пребывания в лагере Петерсон вернулась в Германию с твердым решением изменить свою жизнь. Она поставила условие своему жениху, банкиру Больму — подарком по случаю помолвки должна стать поездка в Индию. Тот соглашается, думая, что это лишь минутная блажь молодой женщины, а Евгения уезжает туда на три месяца. Объехав Индию с юга на север, по возвращении в Германию она отказывает Больму и возвращает ему кольцо.
Оставив все и распродав внушительную коллекцию мехов и драгоценностей, она уезжает на свою новую духовную родину.
Там она общается с Махатмой Ганди, поэтом Рабиндранатом Тагором, а с Джавахарлалу Неру ее на долгие годы связала крепкая дружба, почти влюбленность.


Евгения хочет узнать Индию как можно лучше, посещает уроки храмовых танцев у самых известных танцовщиц, обучается йоге в Бомбее. Однако и актерское мастерство ей не удается забыть — известный режиссер Бхагвати Мишра приглашает ее на роль в фильме «Арабский рыцарь», специально для которого она выбирает псевдоним Индра Деви — «небесная богиня».
Она снимается еще в нескольких болливудских фильмах, а затем — неожиданно для самой себя — принимает предложение руки и сердца от чешского дипломата Яна Стракати. Так Евгения Петерсон в очередной раз кардинально меняет свою жизнь, став светской дамой.
Уже как жена дипломата она держит салон, который быстро становится популярным у верхушки колониального общества. Бесконечные рауты, приемы, суаре выматывают мадам Стракати, и она задумывается: о такой ли жизни в Индии мечтала юная выпускница гимназии Женя? Наступает период депрессии, из которого она видит один выход — йога.
Начав заниматься в Институте Йоги в Бомбее, Индра Деви знакомится там с махараджем Майсора, который знакомит ее с гуру Кришнамачарьей — основателем аштанга-йоги, одного из самых популярных направлений в наши дни.
Учениками гуру были только молодые мужчины из касты воинов, для которых он разработал строгий режим дня: отказ от «мертвых» продуктов, ранний подъем и отбой, усиленная практика, аскетичный образ жизни.
Женщину, а уж тем более иностранку, гуру долго не хотел допускать в свою школу, но упорная жена дипломата добилась своего — она стала его ученицей, но поблажек ей Кришнамачарья давать был не намерен. Поначалу Индре было невыносимо тяжело, тем более что учитель относился к ней скептически и не оказывал никакой поддержки. Но когда ее мужа переводят на дипломатическую работу в Шанхай, Индра Деви получает благословление от самого гуру на ведение самостоятельной практики.
В Шанхае она, уже в ранге «матаджи», открывает свою первую школу, заручившись поддержкой жены Чан Кайши — Сун Мэйлин, страстной почитательницей йоги.
После окончания Второй Мировой войны Индра Деви едет в Гималаи, где оттачивает свое мастерство и пишет свою первую книгу «Йога», которая будет опубликована в 1948 году.
После неожиданной смерти мужа матаджи в очередной раз меняет свою жизнь — распродает имущество и переезжает в Калифорнию. Там она находит благодатную почву для своей деятельности — открывает школу, которую посещают такие звезды «Золотой эпохи Голливуда» как Грета Гарбо, Юл Бриннер, Глория Свенсон. Особую поддержку Индре Деви оказывала Элизабет Арден, глава косметологической империи.
Метод Деви был максимально адаптирован для европейского тела, а его основе классическая йога мудреца Патанджали, жившего во II веке до н.э.
Также матаджи популяризировала йогу и среди простых людей, разработав комплекс асан, которые легко можно выполнить дома, чтобы снять напряжение после трудового дня.
Индра Дэви во второй раз выходит замуж в 1953 году — за известного врача и гуманиста Зигфрида Кнауэра, который на долгие годы становится ее правой рукой.
В 1960-х годах западная пресса много пишет об Индре Деви как об отважной йогине, открывшей йогу для закрытой коммунистической страны. Она посещает СССР, встречается с высокопоставленными партийными чиновниками. Однако первый визит на историческую родину приносит только разочарования — йога так и остается для СССР таинственной восточной религией, неприемлемой для страны со светлым будущим.
В 90-х годах, после смерти мужа, оставив в Мексике Международный Тренировочный центр для преподавателей йоги, она едет с лекциями и семинарами в Аргентину и влюбляется в Буэнос-Айрес. Так матаджи обретает третью родину, «полюбовную страну», как она сама ее называет — Аргентину. Далее следует турне по странам Латинской Америки, в каждой из которых уже весьма пожилая женщина ведет по два урока йоги и заряжает всех своим неиссякаемым оптимизмом и позитивной энергией.
В мае 1990 Индра Деви во второй раз посещает СССР, где йога наконец-то утратила нелегальный статус. Этот визит был весьма продуктивным: ведущий популярной «перестроечной» передачи «До и после полуночи» Владимир Молчанов приглашает ее на эфир. Индра Деви удается побывать и на своей первой родине — она посещает Ригу. Матаджи еще два раза приезжает с лекциями уже в Россию — в 1992 году по приглашению Олимпийского комитета и в 1994 при поддержке аргентинского посла в России.
До конца своей жизни Индра Деви сохранила ясный ум, прекрасную память и потрясающую работоспособность, ее Фонд способствовал распространению и популяризации практики йоги по всему миру. На ее столетнем юбилее присутствовало около 3000 человек, каждый из которых был благодарен матаджи за те изменения, которые принесла в его жизнь йога.
Однако в 2002 году здоровье пожилой женщины резко ухудшилось. Она умерла на 103 году жизни в Аргентине.
Текст подготовила Лилия Остапенко.


Комментариев нет:

Отправить комментарий